Дефицит на спрос

Опубликовано
25 марта 2020 года

Раздача денег населению стимулирует продажи еды и лекарств, но не поможет ситуации во многих других отраслях, предупреждает экономист Игорь Николаев.

деньгиЦентральный банк России под предлогом недопущения распространения коронавируса попросил банки прежде чем загружать наличные деньги в банкоматы, выдерживать их в течение трех-четырех дней. Но это не все. С учетом того, что часть банкоматов работают в режиме рециркуляции, то есть не только на выдачу, но и на прием денег, ЦБ рекомендовал кредитным учреждениям ограничить работу таких устройств. То есть, теперь они должны работать или только на прием, или только на выдачу.

Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев о том, не направлены ли подобные меры на сжатие наличной массы денег, что Россия уже проходила в 1990-е годы, и о том, что сейчас правительству необходимо сделать для реальной поддержки граждан:

«Я думаю, что у Банка России действительно есть желание уменьшить объем наличных денег в обращении, но боюсь, что таким образом можно очень быстро создать проблему. Потому что одно дело — действительно проводить дезинфекцию и обеззараживание налички (если вирус сохраняется три-четыре дня, то смысл в этом есть), но если верно также и то, что таким (или более прямым) путем есть желание снизить объем наличности в обороте, то это настолько тонкое дело, что мы рискуем получить ажиотажный спрос.

Народ тут ж побежит снимать со счетов и карт свои деньги. Это будет то же самое, что случилось в продуктовых магазинах. Люди думают, «а если все затянется?» Наличные — это наличные, даже если они и будут обесцениваться. Так что, я полагаю, что это был бы очень рискованный шаг.

На мой взгляд, здесь надо было быть крайне осторожными, даже если есть риск распространения инфекции через банкноты. Но этого не получилось, раз слухи о том, что (власти) хотят уменьшить наличный оборот, уже поползли. Ажиотажный спрос на наличные — это страшное дело.

На мой взгляд, сейчас важно было бы построить качественный мониторинг финансового состояния предприятий и, соответственно, состояния граждан. Потому что это не обычный кризис. Просто накачка ликвидностью не даст того эффекта, на который мы рассчитываем.

Если вы дадите деньги людям в надежде, что они, скажем, купят турпутевки и поедут путешествовать, то ничего подобного не произойдет. Пропали ведь не деньги, а спрос. «Проваливаются» сейчас не только туристическая отрасль, но и авиационные, железнодорожные перевозчики, общепит, сфера культуры, спорт. В общем, все те отрасли, где важны человеческие коммуникации, сейчас в глубоком провале.

На очереди системообразующие предприятия. Уже прошла информация, что заводы «Фольксваген» в Калуге и Нижнем Новгороде останавливают свою работу из-за нехватки компонентов, которые поступают из Европы. Я это к тому, что деньги сейчас спрос не оживят. И в этом проблема этого кризиса. Деньги сейчас нужны на то, чтобы люди имели возможность купить продукты, лекарства.

Когда основные отрасли уходят в пике, то у граждан неизбежно начинаются проблемы с доходами. Поэтому сегодня нужно думать о системе адресной поддержки граждан, думать о тех, кто оказался в самом проигрышном положении.»