«Левый поворот — выход из тупика»

Опубликовано
15 августа 2018 года

Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов о событиях двадцатилетней давности – дефолте в России.

149594_1-4

20 лет назад произошло одно из самых драматических событий в современной истории нашей страны. Откровенно бездарная и по сути своей преступная политика ельцинского режима привела к дефолту и тяжелейшему экономическому кризису. Уроки того времени чрезвычайно актуальны и сегодня. Доказавшие свою негодность ультра-рыночные рецепты вновь подводят Россию к пропасти.

На пути к дефолту

«Чёрный понедельник» — такое определение дано народом событиям 17 августа 1998 года. Пережившие их люди с содроганием вспоминают тот день, когда одномоментно обесценились вклады, резко упал уровень жизни, разорились тысячи предприятий, а миллионы граждан оказались без работы и каких бы то ни было надежд на будущее. Стремясь уйти от расплаты за содеянное, виновники этого преступления либо заявляют о неких «объективных причинах» кризиса, либо пытаются переложить ответственность на других. Подобные потуги обречены на провал. Августовский дефолт – полностью рукотворное явление, неизбежное при том курсе, которым вела страну ельцинская власть. Как громовые раскаты являются обязательным спутником молнии, так и 17 августа 1998 года стало закономерным следствием предательской политики и антинародных реформ.

Придя к власти в 1991 году, правительство Ельцина и Гайдара сразу же приступило к «шоковой терапии». Эти люди не были озабочены ни легитимностью своих шагов, ни их последствиями для населения страны. Напомним о признании, которое сделали видные деятели той поры – Юрий Лужков и Гавриил Попов. По их словам, когда в феврале 1992 года Гайдару доложили о многочисленных случаях голодных смертей, тот спокойно ответил, что страна переживает радикальные преобразования, и уход из жизни людей – дело естественное.

Подобные людоедские идеи целиком вытекали из рекомендаций западных советников – печально известных «чикагских мальчиков» и Международного валютного фонда. Данное им прозвище «экономические убийцы» ярко отражает суть происходивших реформ. Добившись политической победы, глобальный капитал теперь стремился до основания разрушить экономику страны, лишить её оборонного щита, раз и навсегда уничтожить возможность возвращения России на самостоятельный путь развития.

Российская власть приступила к форсированному выполнению этих инструкций. Работа велась чётко и планомерно. С учетом скрытой безработицы, общее число занятого в экономике населения сократилось с 75 миллионов человек в 1990 году до 58 миллионов в 1998-м.

Объём ВВП рухнул на 47 процентов, ещё сильнее – на 56 процентов – обвалилось промышленное производство. В России практически остановились целые отрасли. Сотни тысяч учёных оказались в положении нищих и безработных. Уничтожалось сельское хозяйство. Страну сознательно превращали в рынок сбыта зарубежных товаров и источник сырья. Согласно социологическим опросам 1992 года, только 4 процента жителей не испытывали затруднений, в то время как свыше половины признавались, что едва сводят концы с концами. Итогом стала аномальная для мирного времени сверхсмертность населения. За 1990-е годы число умерших превысило уровень 1980-х годов на 5 миллионов человек, резко сократилась рождаемость. Россия вступила на путь повсеместного вымирания.

На противоположном полюсе росли и жирели новые хозяева жизни. Огромные природные и производственные ресурсы страны были переданы им задаром. Приватизация стала невиданной в мировой истории аферой.

Несмотря на массовое народное возмущение, которое возглавила КПРФ, аферы под видом «эффективных рыночных реформ» продолжались.

Потеряв в результате бандитской приватизации и провальной экономической политики большую часть источников дохода, власти решили покрывать бюджетный дефицит за счёт государственных ценных бумаг. Однако с самого начала этот инструмент имел спекулятивный характер. Резервы центрального банка быстро истощались. Финансовая система России оказалась на пороге настоящей катастрофы.

Когда 10 августа 1998 года уровень доходности по ГКО достиг 100%, а 11 августа – уже 150%, эксперты в один голос заявили, что подобная динамика наглядно свидетельствует о неспособности государства платить по долговым обязательствам

17 августа правительство Кириенко объявило о невозможности обслуживать свои долговые обязательства и о переходе к плавающему курсу рубля. Газета «Коммерсант» вышла под заголовком «Мы проснулись в другой стране». Валовой внутренний продукт сократился вдвое – до 150 млрд. долларов – и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Резко упали доходы федерального и региональных бюджетов. Многие субъекты федерации оказались на грани банкротства. Россия всё глубже погружалась в пучину острого финансово-экономического, социального и политического кризиса.

Страна превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Внешняя задолженность Российской Федерации достигла 220 млрд. долларов, что составляло 147% от ВВП и в 5 раз превышало все годовые поступления в федеральный бюджет.

Последующее расследование, проведённое комиссией Совета Федерации, выяснило: руководство страны задолго до 17 августа знало и о неминуемом кризисе, и о его последствиях..

Как констатировала впоследствии комиссия Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий дефолта 1998 года, решения кабинета министров и центрального банка, принятые 17 августа, «нанесли огромный экономический ущерб гражданам, государству, банковскому сектору и стране в целом», «вызвали крупномасштабную дестабилизацию экономики, подорвали экономическую безопасность России, резко ухудшили международное положение страны».

«Чёрный понедельник» августа 1998 года знаменовал собой крах ультралиберальной финансово-экономической политики, проводившейся в России под диктовку наших западных «друзей и партнёров».

Правительство Примакова-Маслюкова

23 августа Ельцин был вынужден отправить в отставку правительство. Исполняющим обязанности главы кабинета министров вновь стал Черномырдин. Ситуация в стране накалялась буквально с каждым днём. 10 сентября, после двух провалившихся попыток утвердить в Госдуме кандидатуру Черномырдина, премьер-министром был назначен Примаков. Наша партия сделала всё возможное, чтобы под руководством Евгения Максимовича было сформировано правительство народного доверия. Именно оно уберегло страну от полного краха и гражданских междуусобиц.

Этому правительству, которое можно с полным на то основанием назвать правительством национального спасения, дали проработать лишь 8 месяцев. Однако этих месяцев хватило, чтобы не только отвратить Россию от края гибели, но и придать экономике небывалое с советских времён ускорение. Этому немало способствовала деятельность фракции КПРФ и других народно-патриотических сил Государственной думы, которые утвердили правительство, а затем оперативно принимали крайне нужные стране решения и законопроекты.

Новый кабинет не боялся действовать вопреки требованиям МВФ и американских советников, которые за предыдущие годы прочно обосновались во властных коридорах. В частности, не было исполнено наглое требование отменить регулирование банковской системыДеятельность банков была поставлена под строгий контроль, что предотвратило дикий отток капиталов за рубеж.

К сожалению, правительству Примакова-Маслюкова дали слишком мало времени, а многие его прогрессивные начинания саботировались окружением Ельцина.

Можно не сомневаться, что, проработай правительство Примакова-Маслюкова-Геращенко дольше, результаты были бы ещё более впечатляющими. За всё постсоветское время ни один кабинет министров не пользовался ещё такой поддержкой ни в парламенте, ни среди граждан. Однако в результате интриг в коридорах власти оно было отправлено в отставку. Как вспоминал затем Юрий Дмитриевич Маслюков, правительство Примакова не просто выполнило свой долг, но и добилось беспрецедентных за все годы экономической реформы успехов. Этого ему и не простило ельцинское окружение.

Сегодня, спустя 20 лет Россия опять переживает кризисную ситуацию. Как и тогда, к ней привела деятельность чиновников-либералов, которые игнорируют истинные проблемы и потребности страны в угоду рыночным догматам. Из-за них наша страна, несмотря на благоприятные экономические условия полутора десятилетий, не преодолела сырьевой зависимости. Из-за них богатства России, как и прежде, принадлежат кучке олигархов, а реальные доходы населения падают четвертый год подряд. Правительства 2000-х и 2010-х годов пошли даже и дальше по проторенной ельцинской колее. Они продавили куплю-продажу земли, монетизировали льготы, поиздевались над армией, резко сократили доступность здравоохранения, изуродовали систему образования, учинили погром в Академии наук.

Откровенно циничный антинародный курс взят руководством страны в последние месяцы. Одна за другой следуют меры, бьющие по интересам миллионов простых людей – поднят НДС, подскочили цены на бензин и солярку, выросли цены и тарифы ЖКХ. Наконец, правительство приступило к людоедской пенсионной реформе, которая по своей сути стоит в одном ряду с самыми позорными «реформами» Гайдара и Ельцина.

В своё время правительство Примакова, опираясь на поддержку КПРФ, всех патриотических сил, достойно выполнило миссию по спасению страны от последствий преступных экспериментов. Его успехи являются наглядным доказательством эффективности левоцентристской программы развития российской экономики, предлагаемой КПРФ.

Как и 20 лет назад, сегодня у России есть один выход – отказаться от разрушительного курса и поручить развитие страны Правительству Народного Доверия. Коммунисты готовы к такой работе. Наша программа «Десять шагов к достойной жизни» — реальный путь вывода страны из кризиса.