Россия утратит конкурентоспособность?

Опубликовано
19 апреля 2018 года

Уже несколько недель в СМИ обсуждается, казалось бы, горячая тема: неминуемая роботизация экономики нашей страны с последующим сокращением половины всех имеющихся на рынке рабочих мест. По мнению секретаря ЦК КПРФ, депутата Государственной думы Павла Дорохина, в реальности происходит другое: люди теряют работу из-за закрытия производств, а без внедрения новейших технологий Россия скоро окончательно утратит конкурентоспособность.

0c2c52_dorokhin-ps

В конце марта в распоряжении журналистов оказалась работа сотрудника РАНХиГС Степана Земцова «Потенциальная роботизация и экономика незнания в регионах России». В ней ученый предрек массовое сокращение рабочих мест в условиях цифровизации экономики. По мнению эксперта, в субъектах федерации, где велика доля традиционных услуг, роботизация грозит сделать безработными свыше половины трудоспособных граждан.

«Доклад вызвал довольно широкое обсуждение, которое, однако, повернуло не в ту сторону», – отметил Павел Дорохин. По его мнению, «значительное число СМИ сосредоточилось на рассуждениях об опасностях роботизации, но угроза с ее стороны сильно преувеличена». «На самом деле, проблема в другом – в технологической неразвитости экономики России, отсутствии у наших предприятий возможностей внедрять инновации, вызванном, в том числе, дефицитом доступным кредитных ресурсов, жесткой надзорной и кровожадной налоговой политикой действующей власти», – полагает секретарь ЦК КПРФ.

К сожалению, спекуляции вокруг «нежелательности» автоматизации производств продолжаются. К примеру, регулярно появляются списки «исчезающих профессий» и статьи о том, как искусственный интеллект «заберет работу» или «убьет такую-то профессию». Как считает Павел Дорохин, «подобные публикации следует расценивать в качестве легкого чтива на ночь, но вовсе не в качестве грозных предупреждений или пророчеств, которые непременно сбудутся».

«Во-первых, роботизация производства не выгоняет людей на улицы, а создает новые рабочие места – механизмы надо обслуживать, выпускать для них запчасти или сырье, эксплуатировать цеха, где работают автоматы, и так далее. Кроме того, она служит развитию иных секторов экономики, где человек может найти себя. В частности, как показал опыт США, автоматизация экономики компенсировалась ростом занятости в торговле, образовании, профессиональных услугах и прочая и прочая», – аргументирует свою точку зрения секретарь ЦК КПРФ.

Павел Дорохин напомнил, что в современной России очень внимательны к вопросам автоматизации народные предприятия – компании, управляемые трудовыми коллективами. «Такие предприятия наглядно показывают, как можно развиваться в технологическом плане и при этом не терять рабочие места», – сказал секретарь ЦК КПРФ.

«Во-вторых, ничто так не подрывает рынок труда, как либеральные «реформы». Здесь можно сослаться на такие цифры: в 1992 году в нашей промышленности трудилось более 21 миллиона человек, в 2014-м – в два раза меньше. В этой связи причитания о приходе страшной роботизации даже начинают отдавать цинизмом», – отметил Павел Дорохин.

«В-третьих, новые технологии позволяют успешно конкурировать на мировом рынке, причём как экономике страны в целом, так и отдельным предприятиям», – сказал он.

Секретарь ЦК КПРФ призвал не делать из роботизации «монстра» и посмотреть на нее с другой стороны. «Коммунистическая партия настаивает на строительстве в России модернизированной экономики на основе именно высоких технологий», – напомнил Павел Дорохин. «Это строительство должно стать одним из основных приоритетов нового правительства страны. Иначе власть быстро погрузит всех нас в средневековье, где не будет роботов, зато будет много специалистов по сбору лекарственных трав, колке дров или управлению плугом», – предупредил он. «Красная линия»