Размышления по поводу праздника

Опубликовано
24 мая 2016 года

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник отмечают в образовательных учреждениях, к нему приурочивают различные научные конференции, книжные ярмарки, литературные чтения.

dspi-k

 

«Однако масштаб празднования не сопоставим со значением события, которое, по сути, заложило фундамент нашей идентичности, определило вектор развития. Более того, возникают вполне обоснованные опасения, что вообще этот праздник перестанет что-то значить для большинства наших сограждан. Опасения основываются на результатах, к которым привела проводимая либеральным руководством страны политика в сфере образования, культуры»,- считает руководитель фракции КПРФ в Московской областной Думе Константин Черемисов.

 

По данным различных исследований более 30% населения страны считает себя полностью нечитающими или малочитающими. Что вообще-то неудивительно, т.к. по существу все последние годы ведётся погром инфраструктуры и культуры чтения. Например, сокращается количество общедоступных библиотек. Из расчета социальных нормативов, в России должно быть более 26 тыс. библиотек, а на конец 2014 г. их число составило чуть более 5 тыс. Сокращение не менее чем на треть количества часов по литературе, натаскивание на ЕГЭ по русскому языку резко ухудшило качество преподавания этих предметов, что стало одним из главных факторов потери подрастающим поколением культуры чтения.

Снижение интереса к чтению объясняется «несоответствием изучаемых произведений возрастным особенностям учащихся», «несоответствием речевого опыта современных школьников и языка литературных произведений», «отсутствием произведений современной литературы, рассказывающих о жизни и проблемах современных детей и подростков».

Как предлагается повысить интерес к чтению? Привести количество изучаемых произведений в соответствие с существующим временем на их изучение. Т.е. предлагается не увеличить количество часов на изучение литературы, а привести в соответствие список изучаемых произведений с часами, вполне очевидно, что за «приведением в соответствие» кроется сокращение. Значит, число изучаемых произведений надо сократить, но какие в первую очередь? Конечно те, которые, якобы, недоступны для современных детей, не соответствуют их возрастным особенностям, «речевому опыту». А это, по существу вся классика! Кроме того, предлагается разделить школьников, создав программы по литературе для элиты и для простого большинства.

С 90-х годов роль литературы как ключевого звена нравственного воспитания в школе неуклонно умаляется и уничтожается. При этом через СМИ внедряются аморальные нормы. Как результат произошла заметная деформация ценностных основ мировоззрения молодых людей. Самой приемлемой из аморальных практик для молодёжи является практика сознательного обмана кого-то для достижения своих целей.

Противопоставить этой разрушительной для страны реальности способно только возрождение воспитательного потенциала школы. Но это возможно при кардинальном изменении образовательной политики. Сегодня всем думающим нашим гражданам понятно, что происходит дальнейшее сращивание государства и олигархического капитала. И очевидно, что либеральное правительство по своей сути не может выражать интересы народа. Для квазинациональной буржуазии не нужны грамотные, всесторонне образованные люди, ей нужны «потребители», лишённые единого культурного и языкового пространства. Коммунисты за десятилетие подняли Россию из руин и дали грамотность всем её жителям, а олигархи и либералы, прикрываемые «партиями власти», уничтожили мощнейшую независимую экономику страны и лишают элементарной грамотности и образования нашу молодежь.

Только на путях кардинальных системных изменений, разработанных КПРФ, можно вывести страну из кризиса, сохранить образование, вернуть культуру народу.