А где укрытия? Неизвестно…

Опубликовано
7 октября 2024 года

Совсем недавно городские паблики в социальных сетях, а также СМИ предупредили граждан, чтобы они сохраняли спокойствие — в рамках проверки работоспособности систем оповещения поутру завоют сирены. Такие мероприятия проводятся два раза в год, и вот, в начале октября как раз они и  проводились. И это понятно — мало ли что, сирены должны работать. Костромичей при этом призывают не паниковать и не предпринимать никаких действий.

Но давайте на минуту представим — а что, если однажды сирены завоют не понарошку? Время сегодня сами знаете, какое. Даже над нашими соседями, над Ярославской областью, порой сбивают беспилотные летательные аппараты. И что будет делать население, если что-то вдруг случится?

Ответ, казалось бы, простой — прятаться в убежище.

В Советское время, когда наша страна находилась в состоянии «холодной войны», была развита сеть бомбоубежищ. Людям объясняли, что делать и куда идти в случае возникновения опасности. Это объясняли работникам предприятий, это рассказывали школьникам на уроках начальной военной подготовки, это знали все. Также висели информационные стенды, напоминающие порядок действий при той или иной ситуации. А что сейчас? Что делать человеку, услышавшему вой сирены, только уже не в рамках проверки систем оповещения, а в случае реальной угрозы? Знают ли костромичи, где они могут спрятаться?

Мы решили направить запрос в администрацию города Костромы, чтобы узнать, сколько в нашем городе в настоящее время имеется бомбоубежищ, где они расположены, на какое количество человек рассчитаны и оснащены ли они всем необходимым. Элементарно — сформирован ли там запас продуктов и питьевой воды. Сами понимаете — случилась катастрофа, спрятались люди в убежище, неизвестно, сколько там будут находиться, а воды, к примеру, нет. Проблема!

И для интереса мы задали вопрос, сколько было бомбоубежищ до 1991 года. И если их было больше, чем сейчас, то по какой причине они были ликвидированы. Это мог быть очень интересный материал, наглядно иллюстрирующий отношение нынешней власти к безопасности населения. Однако на этот вопрос администрация города, ссылаясь на управление территориальной безопасности, нам не ответила. Написали, что данной информацией не владеют. И ещё аккуратно нас поправили, отметив, что такого понятия, как «бомбоубежище» не существует, а есть «защитные сооружения гражданской обороны». Хотя какая разница, как называть? Суть и назначение объекта от этого разве поменяется? Наверное, это наименование из той же серии, когда вместо слова «взрыв» употребляют «хлопок», а вместо «снижение» — отрицательный рост.

Вернёмся к нашим бомбоубежищам… точнее, к защитным сооружениям гражданской обороны. С вашего позволения, друзья, мы будем писать это длинное название сокращённо — ЗС ГО, как в документе. Итак, на сегодняшний день их осталось 63. А вот для того, чтобы узнать, где они находятся, нужно… обратиться в секретную часть Главного управления МЧС по Костромской области! Администрация города такими сведениями, судя по ответу, не располагает. Интересно получается! А как же гражданин узнает, куда ему бежать и прятаться, если вдруг что-то случится? Должен дозваниваться в секретную часть МЧС?

Также предусмотрено, что для защиты населения можно использовать заглубленные помещения — например, подвалы многоквартирных жилых домов. Только можно ли в них спрятаться? В Общественную приёмную КПРФ неоднократно обращались жители по поводу подвалов. Проблемы у людей разные — то канализация течёт, то водопровод, то отопление. А итог один — в подвале сыро, воды по колено — либо зловонной канализационной жижи, либо кипятка, смотря какую трубу прорвало. И никому до этого нет дела, костромичи обращаются в Общественную приёмную КПРФ, устав от тщетных попыток достучаться до городских чиновников. И как в таких подвалах прятаться? Где укрываться?

И напоследок, мы задавали вопрос об оснащённости ЗС ГО, есть ли там запасы пищевых продуктов и питьевой воды. В ответе сказано — согласно ГОСТу, в заглублённых помещениях следует предусматривать места для размещения емкостей с запасом питьевой воды из расчёта 2 литра на одного укрываемого. Но ведь «предусматривать места» и «иметь в наличии» — разные понятия. Мало ли, что где предусмотрено!

Вывод из всего этого можно сделать такой: где находятся ЗС ГО — неизвестно. В случае необходимости, укрываться придётся в подвале. И пить там воду из протекающих труб. Или же зарабатывать невроз, заранее готовить себе запас в виде «тревожного чемоданчика» со всем необходимым, потому что таковы реалии капиталистического режима — спасение утопающих, это дело рук самих утопающих. Хотя обеспечить безопасность граждан, содержать защитные сооружения в нормативном состоянии и информировать население об их местоположении и порядке действий в случае чрезвычайной ситуации — это прямая обязанность органов власти! Это прописано в Федеральном законе № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Председатель Общественной приёмной КПРФ Андрей Тарасов направил обращение прокурору военной прокуратуры Костромского гарнизона, чтобы обязать администрацию города Костромы довести информацию о местах размещения ЗС ГО, провести проверку готовности этих сооружений, а также сформировать запас продуктов и воды в данных бомбоубежищах на длительный срок.