Главное — прокукарекать, а там…

Опубликовано
7 октября 2019 года

C35B080B-46AF-449D-ACC3-7E3C0EC42199

Считается, что обещанного три года ждут. Если так, то самое время поинтересоваться у избранного три года назад депутата Государственной Думы, как он выполняет свои предвыборные обещания. Летом 2016 года костромские СМИ активно муссировали идею разработки и принятия федеральной программы развития Нечерноземья. Авторами инициативы называли костромского губернатора, региональное отделение «Единой России» и Алексея Ситникова, который в то время «донашивал мандат» перешедшего работать в ЦИК Валерия Гальченко. Причем близившиеся выборы в Госдуму явно указывали на того, кто был больше всех заинтересован в этой информационной шумихе.

Главное — пообещать

Апофеозом борьбы за благополучие нечерноземных регионов стал межрегиональный форум «Нечерноземье-2016: новый стандарт жизни», прошедший в Костроме 8 июля 2016 года. Участники из пяти регионов живописно рисовали картины скорого процветания забытой властями, но такой важной части страны.
«Государство должно обратить больше внимания на территории Нечерноземья, территории рискованного земледелия», — призывал с трибуны губернатор Сергей Ситников. «Меры господдержки сегодня стандартные, но их надо сделать первоочередными для такой категории субъектов Федерации, как Нечерноземье», — вторил ему заместитель министра сельского хозяйства Евгений Громыко.

«Один из ключевых моментов дальнейшего развития не только Костромской области, но и ряда других областей Нечерноземной зоны — это газификация. Если будет газ, люди будут возвращаться, будут эффективно работать и более эффективно использовать государственную поддержку в плане
производства сельскохозяйственной продукции», — провозглашал Алексей Ситников. На форуме говорилось, что программа начнет работать уже через полтора года.

…а там хоть не рассветай

Но вышло все иначе. Только через полгода после успешных для Алексея Ситникова выборов тема программы развития Нечерноземья прозвучала вновь — в марте 2017 года на круглом столе в Совете Федерации. На нем Алексей Ситников предложил создать Ассоциацию экономического взаимодействия, чтобы объединить усилия регионов по разработке программы развития Нечерноземья. По итогам обсуждения договорились, что конкретные предложения по наполнению программы будут
сформулированы уже к маю, чтобы успеть заложить федеральное финансирование в бюджете 2018-2020 годов. Договорились… и благополучно забыли.
Тема поддержки Нечерноземья не то чтобы совсем сошла на нет — он превратилась в старую игрушку, которую периодически достают из ящика но, немного поиграв, вновь отправляют восвояси. Все ограничивалось пресс-конференциями, на которых говорилось об огромном потенциале
Нечерноземья и заседаниями, участники которых доказывали друг другу, как важно поддержать нечерноземные регионы и как лучше это делать. Так в июне 2018 года в Совфеде прошло совещание по вовлечению в оборот выбывших мелиорированных сельскохозяйственных угодий на территории Нечерноземной зоны. По его итогам было решено «рекомендовать правительству рассмотреть вопрос о разработке и утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития Нечерноземной зоны России на период до 2030 года».
В июне 2019 года в интервью одному из костромских СМИ Алексей Ситников признался, что действующая программа «Устойчивое развитие сельских территорий» оказалась малоэффективной, а по новой госпрограмме Костромской области достанутся крохи. «Стратегическая наша задача – это
отдельная подпрограмма по поддержке Нечерноземья», — заявил депутат. То есть спустя три года после публичных обещаний добиться принятия программы по Нечерноземью в течение полутора лет он уже согласен не на самостоятельную программу, а на подпрограмму. Причем ладно бы эта подпрограмма уже начала реализовываться или, по крайней мере, была на выходе. Но, судя по словам депутата, там еще ни конь не валялся, ни другие сельскохозяйственные животные.

«Программа развития Нечерноземья» здорового человека

Неудивительно, что в качестве «морковки» для избирателя была выбрана именно идея воссоздания советской программы подъема Нечерноземья. Во- первых, скопировать всегда проще, чем сделать что-то новое. А во-вторых, программа подъема Нечерноземной зоны РСФСР в 70-80-х годах прошлого
века обеспечила масштабное преобразование крупнейшего экономического региона страны, в котором проживало более 58 млн. человек. И в сознании людей эта программа ассоциируется с реальными переменами к лучшему.

Напомним, что представляла собой советская программа. 20 марта 1974 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». В последующие 15 лет партийно-государственные органы всех уровней уделяли этому региону страны такое же пристальное внимание, какое в 50-х годах уделялось освоению целинных и залежных земель. Только в 10-й пятилетке на программу было выделено 25 млрд. рублей — не нынешних, а полновесных советских.

И результат не заставил себя ждать. За 15 лет в Нечерноземье вылечили 20 млн. га кислых почв, провели масштабную мелиорацию и осушили заболоченные угодья, отвоевав у топей огромную площадь — 4,8 млн гектаров. Бывшие болота стали самыми плодородными полями Центральной России. Благодаря этому уже к началу 80-х годов Нечерноземье давало России половину картошки, 40% молока и яиц, треть мяса и сыра, шестую часть зерна.

Наряду с количественными изменениями происходил переход сельскохозяйственного производства на современную индустриальную основу. Особая роль в этом была отведена науке: над реализацией
программы работали 54 научно-исследовательских института и 28 опытных станций. Преобразования в сфере аграрного производства сопровождались созданием для сельских жителей современных условий быта, труда и отдыха. В сельской местности активно возводилось жилье, строились новые дороги, объекты коммунальной инфраструктуры, школы и больницы, клубы и библиотеки, спортзалы и стадионы.

«Сойдет для сельской местности»

Алексей Ситников прав — программа развития Нечерноземья сегодня действительно нужна. Без внимания государства к накопившимся проблемам аграриев Костромская область обречена и на полную потерю агропромышленного комплекса, как сферы региональной экономики, и на безвозвратное исчезновение села, как места жительства сотен тысяч наших земляков.

Вот лишь несколько цифр, характеризующих остроту проблемы. Индекс производства продукции сельского хозяйства в Костромской области ежегодно снижается на протяжении последних семи лет. Поголовье крупного рогатого скота за этот период сократилось на 17%, свиней — в 2,3 раза. По производству молока наш регион занимает 65 место в стране, по производству мяса — 67-е. Сегодня область обеспечивает собственные потребности в продовольствии только по яйцу, мясным полуфабрикатам и колбасам и близка к самообеспеченности по картофелю. По мясу и субпродуктам, сливочному маслу и молочным продуктам объемы производства не покрывают даже половины от потребности. По овощам обеспеченность составляет 53%, по сыру — 72% (на этом фоне забавно
выглядят попытки региональных властей раскручивать бренд «Кострома — сырная столица»).

Возникают проблемы и с приходом в костромской АПК новых инвесторов. В 2015 году ООО «Два берега» отказалась от реализации мегапроекта на 6 млрд. рублей по строительству индюшачьей фермы в Парфеньевском районе. В феврале 2018-го область покинуло компания «Зеленый дом», намеревавшееся построить большой тепличный комплекс в Нерехтском районе. Не сильно успешно развивается бизнес и у ООО «Русский кролик»: в конце прошлого года компания заключила с администрацией области новый инвестиционный договор, в котором значительно уменьшены и объемы производства, и сумма инвестиций.

Если добавить к этому бесконечные оптимизации в районах, объединение больниц, закрытие школ, сокращение транспорта на межмуниципальных маршрутах и заморозку программы газификации северо-востока области, то ситуация выглядит совсем удручающе.

Хоть и считается, что обещанного три года ждут, однако поскольку срок полномочий депутатов Государственной Думы составляет пять лет, избирателям придется подождать еще два года — может, к осени 2021-го костромской депутат все-таки добьется принятия обещанной федеральной программы развития Нечерноземья. А может быть к тому времени он придумает какой-нибудь новый грандиозный проект, с помощью которого можно организовать себе очередную депутатскую пятилетку.

P.S.: На просьбу корреспондента «Что делать?» ответить на вопросы о разработке программы развития Нечерноземья Алексей Ситников ответил  отказом.

Алексей Уханков