Меза не помойка! О заседании государственной экологической экспертизы Росприроднадзора

Опубликовано
23 июля 2024 года

Вчера, 22 июля состоялось заседание государственной экологической экспертизы Росприроднадзора, оно проходило в режиме видеоконференции. Там повторно рассматривался проект строительства полигона захоронения твёрдых бытовых отходов у посёлка Мисково Сандогорского сельского поселения Костромского района.

В этом мероприятии принимали участие как сотрудники проектной организации ООО «Гипроводхоз», так и эксперты, проводившие общественную экологическую экспертизу, а именно: Андрей Тарасов, Валентина Ямщикова, Елена Морозова, Дмитрий Галочкин и Анастасия Никонорова.

В ходе заседания эксперты общественной экологической экспертизы высказали свои замечания, которые мы вкратце вам постараемся изложить.

АНДРЕЙ ТАРАСОВ:

Председатель Общественной приёмной КПРФ Андрей Тарасов отметил, что во-первых, не разработан и не представлен том проекта «Санитарно-защитная зона Комплекса по размещению, утилизации и обработке отходов».

Во-вторых, отсутствует экспертное заключение ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» по проектной документации вышеупомянутого проекта.

И в-третьих, на данный проект отсутствует положительное заключение Управления Роспотребнадзора по Костромской области.

Отсутствие проектной документации как целого отдельного тома означает, что проект разработан не в полном объёме. Это противоречит требованиям федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»! Собственно, это в итоге подтвердил и проектировщик: проект санитарно-защитной зоны Комплекса по размещению, утилизации и обработке отходов, расположенный по адресу: Костромская область, Костромской муниципальный район, Сандогорское сельское поселение отсутствует.

Кроме того, Андрей Тарасов акцентировал внимание, что проектируемый комплекс планируется разместить на подтопляемом земельном участке. Мы сами неоднократно видели, а местные жители это подтвердят — весной, во время паводка это место полностью затоплено. То же самое происходит и во время дождя. Более того, там есть полноценные озёра, где, по словам жителей, даже караси водятся. И этот факт является грубейшим нарушением требований действующего законодательства, потому что строить мусорные полигоны на подтопляемой территории категорически запрещено! Их можно строить только на сухих участках, где глубина залегания грунтовых вод должна быть не менее двух метров. И если построить его здесь, в Мисково, то случится экологическая катастрофа — инфильтрат со свалки загрязнит и почву, и реку Меза.

Также Андрей Тарасов просил обратить внимание экспертов государственной экологической экспертизы на то, что проектируемый полигон размещается во втором и третьем поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения посёлка Мисково. А источником его водоснабжения до настоящего времени является река Меза, огибающая проектируемую площадку аж с двух сторон! И теперь представьте, что будет, если там построить мусорный полигон —  сточные воды попадут в эту реку, произойдёт её микробиологическое и химическое загрязнение, а люди будут пить воду оттуда! Итогом станут вспышки кишечных и других заболеваний среди населения посёлка Мисково. Вдобавок, давайте не будем забывать, что река Меза питает самую крупную в Российской Федерации плантацию клюквы — и деятельность проектируемого полигона поставит крест на этом уникальном сельхозпредприятии.

ДМИТРИЙ ГАЛОЧКИН:

Эксперт Дмитрий Галочкин довел информацию до остальных участников, что проектируемый полигон окружён со всех сторон лесами, и не просто лесами, а лесами на торфяниках. Он напомнил, что в 2010 году в связи с торфяными пожарами было эвакуировано население всего посёлка Мисково, а в городе Костроме, что находится всего в 20 километрах от проектируемого полигона, было объявлено чрезвычайное положение. Областной центр задыхался от гари и вони воспламенившегося торфяника. Дмитрий напомнил, что проектируемый полигон — это объект, относящийся к особо опасным, ему присвоен 1 класс опасности! Такие объекты часто горят, поэтому размещение проектируемого полигона у посёлка Мисково непременно приведёт к катастрофе.

Кроме этого, Дмитрий Галочкин пояснил, что рядом с проектируемым полигоном расположены деревни Ямково и Шода. Во время весеннего паводка их затапливает река Меза, и вода заливает не только садовые участки и огороды, но и частные скважины и колодцы, откуда люди берут воду в том числе для питья.  Данные населенные пункты расположены вниз по течению от проектируемого полигона… и теперь представьте, что будет, если весь свалочный инфильтрат потечёт туда. Да там всё живое будет уничтожено! Людям ничего не останется, кроме как бросить свои участки и дома.

Также Дмитрий Галочкин сообщил экспертам, что в настоящее время Следственным Комитетом Российской Федерации на основании обращения жителей и председателя Общественной приемной КПРФ Андрея Тарасова, ведется расследование уголовного дела по факту хищения государственного имущества. Речь идёт о расхищении имущества бывшей воинской части № 4 у посёлка Мисково, стоимостью более 200 миллионов рублей. Дмитрий пояснил, что оставшиеся там руины являются вещественным доказательством в этом деле и вполне возможно, что органы власти умышленно хотят построить полигон именно там. Да, всё банально — чтобы скрыть следы преступления.

ПРОЕКТИРОВЩИК ООО «ГИПРОВОДХОЗ»:

Проектировщик ООО «Гипроводхоз» пытался оправдаться, что якобы данная площадка выбрана не зря, что она вообще представляет угрозу для экологии в настоящий момент, о чем якобы свидетельствуют соответствующие заключения специалистов. Но Тарасов Андрей обрезал данную ложь — никаких заключений экспертов по данному факту нет, о чем говорится в одной из наших статей. Также проектировщик пояснил, что для проектируемого полигона никого проекта санитарной защитной зоны не требуется, как и не требуется никаких санитарно – эпидемиологических заключений. На что проектировщику был дан ответ, что в соответствии с законодательством проект санитарно – защитной зоны является обязательным. Вот и делайте выводы, друзья, вот как они рассуждают. Пытаются выдать свои умозаключения за истину в последней инстанции. И закон им не писан!

АНАСТАСИЯ НИКОНОРОВА:

Эксперт общественной экологической экспертизы Анастасия Никонорова пояснила, что проектируемый полигон окружен лесами Министерства обороны РФ. И что-то никто не соизволил согласовать с военными соседство такого опасного объекта. Кроме того, она довела информацию до экспертов, что поселок Мисково был основан в 1950 году, в целях обеспечения деятельности самого крупного предприятия в Костромской области по добыче торфа.

ВАЛЕНТИНА ЯМЩИКОВА И ЕЛЕНА МОРОЗОВА:

Эксперты общественной экологической экспертизы Елена Морозова и Валентина Ямщикова просили обратить внимание экспертов государственной экологической экспертизы Росприроднадзора на то, что экологическая экспертиза — это установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. В целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду, при проведении экологической экспертизы необходимо руководствоваться следующими принципами:
● презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
● комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
● достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
● независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
● гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.

И ЧТО В ИТОГЕ:

В конце диалога Андрей Тарасов акцентировал внимание экспертов государственной экологической экспертизы Росприроднадзора на то, что согласно законодательству РФ, участники экологической экспертизы, заинтересованные лица и, в первую очередь, эксперты несут ответственность за качество экологической экспертизы. Ответственность не только административную, но и уголовную. И при первом рассмотрении проекта строительства полигона у населенного пункта Мисково экспертами государственной экологической экспертизы Росприроднадзора были учтены далеко не все замечания общественной экспертизы. В связи с этим были  нами были направлены материалы в Следственный комитет Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении экспертов по ст. 307 УК РФ «Заведомо ложное заключение эксперта» и в настоящий момент данные материалы находятся на рассмотрении в органах следствия.

На этом совещание в режиме видеоконференции с экспертами государственной экологической экспертизы Росприроднадзора, проектным институтом ООО «Гипроводхоз» и экспертами общественной экологической экспертизы было закончено.

Нами было принято решение о повторном направлении замечаний по проекту строительства полигона захоронения твердых бытовых отходов у посёлка Мисково Сандогорского сельского поселения Костромского района после доработки.

О результатах рассмотрения данной проектной документации мы вас будем держать в курсе. Борьба только начинается! Наше дело правое! Победа будет за нами!