Борис Кагарлицкий: «Достигнув всеобщей деморализации, власть надеется восстановить стабильность»

Опубликовано
22 июля 2020 года

Хабаровск не только не успокаивается после приезда кремлевского назначенца Дегтярева, но, похоже, окончательно закипает…

aHR0cDovL3MwLnJiay5ydS92Nl90b3BfcGljcy9tZWRpYS9pbWcvNi8yMy83NTU5NTMzMDQ1NzgyMzYuanBnВряд ли в Кремле не понимали, что будет именно так. Но с одной стороны, не было иного выхода, а с другой стороны, остается надежда, что хабаровчане рано или поздно выдохнутся. Главное игнорировать народ, не давать ему повода подумать, будто он на что-то способен повлиять. Достигнув всеобщей деморализации, власть надеется восстановить стабильность. Такой подход теоретически может сработать. Но сработает ли?

Даже абстрагируясь от общей социальной-экономической ситуации, которая развивается не в пользу власти, надо констатировать, что Кремль сделал уже несколько принципиальных тактических ошибок, исправить которые пока не удается. Если уж решили арестовать Фургала, то назначать ВРИО надо было течение считанных часов (а лучше — минут), пока никто не успел опомниться. Затянув процесс, власть не только упустила момент, когда люди были парализованы шоком, но и дала возможность массовому сознанию развиваться по своей естественной логике. Полторы недели протеста не проходят бесследно, люди учатся, привыкают к новой роли, осознают новые возможности.

Точно также Кремль упустил и возможность эффективного применения силы. Сейчас любой силовой разгон грозит спровоцировать новый кризис, в куда более широких масштабах, чем раньше. А если разгона не будет, то и страх, на котором держится режим, испарится. Сейчас наступил тот неприятный для власти момент, когда необратимая грань пройдена и страх уже отступил настолько, что его нельзя будет вернуть, даже применив силу.

Это, впрочем, пока относится только к Хабаровску. Посмотрим, что будет в остальной России.