Иван Мизеров: «Ложка дёгтя»

Опубликовано
28 июля 2020 года

Широко известна поговорка “Ложка дёгтя в бочке мёда”. Хотя сам продукт пиролиза древесины доводилось видеть и нюхать за свою жизнь уже далеко не каждому россиянину, смысл народной мудрости известен и памятен всем: бывают ситуации, когда даже небольшая, однако ядрёная, пакость может безнадёжно изгадить много хорошего.

photo_2020-07-28_13-54-02Иное дело, когда в бочке и так далеко не мёд – тогда, наверное, его и дёгтём особенно не испортишь.

Видимо именно такой логики придерживались в администрации президента, когда бросили на амбразуру бурлящего народным недовольством Хабаровского края господина Дегтярёва. Нет, вполне очевидно, что свою роль сыграли закулисные договорённости с ЛДПР и попытки выплатить определённую аппаратную виру – вот, вместо арестованного губернатора мы готовы в качестве его сменщика поставить также либералдемократа. Хотя замена на самом деле во многих отношениях совершенно не равноценная, господин Жириновский и его партия уже давно не ведущие реальной политической борьбы вполне готовы жить и работать в таком формате. Взаимодействие с АП и другими структурами и лицами с российского политического Олимпа в неоспоримом приоритете, а люди, их выбор, возможность использовать, с целью нарастить своё влияние, добиться перемен в государстве и обществе энергию народного гнева – это всё так, ерунда. Для тех неисправимых романтиков, которые ещё имеют какие-то идеалы, а не для многоопытных игроков в хорошо оплачиваемые поддавки.

Но что же политтехнологи, эксперты, советники? Неужели они не видели что делают? Дёготь – он вообще субстанция многогранная. Например, сосновый долгие века использовался для того, чтобы дополнительно герметизировать борта и днище деревянных судов, не позволять возникнуть течи. Только корабль системы в бывшей до недавних пор столице Дальневосточного федерального округа уже получил полноценную пробоину. Люди почувствовали, что имеют и право и силу требовать. А значит просто прилететь эдаким добрым волшебником в голубом вертолете, раздать всем местным исполнителям оплеух позвончее за нерадивость (плебс такое любит), наобещать с три короба всякого, но в первую очередь намекать на доступ к федеральным деньгам, и, наконец, заявить что-нибудь в духе “я вас услышал” недостаточно. ВРИО просто обязан был иметь ещё и внятную парадигму действий здесь и сейчас по отношению к протестующим, их требованиям, обладать неплохим чутьём и даже (неслыханное дело для современного русского политикума, что правда, то правда) тактом.

Вместо этого господин Дегтярёв погнался за двумя зайцами разом и, что неудивительно, ни одного поймать не смог. Попытка изобразить твёрдую руку, намекнуть, что митинги они де не просто так, а инспирированы внешним врагом и вообще почти майдан, провалилась с треском, когда обозначилась неприглядная для ВРИО правда — мало того, что в это никто не поверил (открою государственную тайну – в подобное даже из уст федерального масштаба говорящих голов и про столичные события давно уже никто не верит), случилось нечто ещё худшее. Над этим стали открыто смеяться. Когда полиция культурно стоит в сторонке, а не атакует со щитами и дубьём, то, вот незадача, государственные мужи становятся абсолютно, вот совсем не страшными со своим надуванием щёк. Вместо того, чтобы напугать хабаровчан, господин Дегтярёв явно изрядно перетрусил сам.

Из-за этого фарсом обернулась охота за вторым политтехнологическим зайцем – близостью к народу. Новоявленный глава региона изначально отважно и открыто пообещал встретиться с протестующими, выйти к ним. Однако потом как-то скис, у него разом нашлись дела в краевой глубинке, после возвращения в Хабаровск тоже было как-то недосуг. Наконец, когда стало ясно, что дальнейшая затяжка может кончиться тем, что митингующие горожане не ровен час сами придут на разговор, мальчик Миша всё же вышел погулять. Момент был подгадан точно – когда одна уличная акция уже успела завершиться, а другая ещё не началась. Это оставляло шансы хотя бы частично обложить ВРИО своей массовкой. И всё равно, даже при минимальном количестве не просеянного через сито предварительного отбора народа, получилось и смешно, и глупо.

А дальше хабаровчане и вслед за ними вся Россия стали просвещаться в интернете относительно биографии господине Дегтярёва, его достижений на ниве служения обществу, и особенно приобщаться к ораторскому искусству новоявленного главы края. О, как много открытий ждало заинтересовавшихся! С удивлением избиратели узнали, что в бытность свою депутатом Государственной Думы Михаил Владимирович успел:

Предложить ввести ГОСТы на Деда Мороза и Снегурочку. Видимо предполагалось прописать нормативным актом длину бороды, тулупа и объём мешка?

Внести законопроект о полном запрете долларов на территории РФ. Ведь, как знают все, следящие за высказываниями Владимира Вольфовича Жириновского, это “грязная зелёная бумажка”.

Действующий государственный гимн Дегтярёв хотел заменить на “Боже, царя храни”. Здесь возникает вопрос – кто имеется в виду? Последнего русского самодержца Николая Кровавого усилиями товарища Войкова сохранить нет уже никакой возможности. Тогда о каком царе речь? О ВВЖ, который как-то до того заврался, что провозгласил себя Верховным правителем России и даже выпустил футболки со своим профилем и соответствующей подписью? Или всё таки о Самом? Ох, скользкий, неоднозначный этот вопрос – с царями.

Вообще к самодержцам у господина Дегтярёва явно есть что-то глубокое и личное. Даже в аннотации своей последней книги (а хабаровский ВРИО ещё и пишет), Михаил Владимирович увязывает их даже с развитием информационных технологий. Далее – дословная цитата: “Автором книги обосновывается вывод о том, что в результате развития информационных технологий, социальных сетей и электронной прямой демократии у общества появится запрос на единоличного арбитра, несущего в себе принятые большинством народа ценности и установки. Таким арбитром неизбежно станет Православный Самодержец”.

Про то, как Дегтярёв в одном из интервью записывает в число родни Жириновского графа Дракулу и Альберта Эйнштейна я здесь распространяться не буду – это лучше в оригинале посмотреть, благо интернет такую возможность легко предоставляет.

В общем, на Дальний Восток прибыл персонаж поистине феерический. Пытаться с его помощью загасить протестный пожар – идея примерно настолько же эффективная, как тушить настоящий при помощи керосина.

Есть, правда, версия, что Кремль намеренно ломает комедию, чтобы разыграть довольно простенькую двухходовку в стиле бородатого анекдота “купи козу – продай козу”: в протестующий регион присылается заведомо вызывающий раздражение ВРИО, который соберёт на себя (впрочем, без реального вреда для себя) все шишки, а после будет, так уж и быть, заменён по просьбам общественности другим кандидатом в губернаторы – именно тем, кто и планировался властью на эту позицию изначально. И народ с облегчением (убрали таки малахольного) его избирает. Хочется верить, что жители Хабаровского края обладают достаточной мудростью, чтобы не купиться на подобные политические трюки. Впрочем, глядя на то, с какой образцовой последовательностью они ведут свою борьбу, надежда эта перерастает в уверенность.

Шутки в сторону, дело очень серьёзное. Хотя статья в основном выдержана в ироничном ключе, мотивы, побудившие автора её написать, далеки от юмора.

В наше время стремительно устаревания информации и всеобщей гонки за калейдоскопически сменяющими друг друга трендами раз за разом обращаться к одному и тому же сюжету – это практически моветон. Проигрышная стратегия. События и темы приедаются, как кулинарные блюда, и, хотя бы даже и сервированные по-разному, начинают неизбежно уступать чему-то новому и свежему. О Хабаровске я пишу уже в третий раз подряд. Меня при этом не трогает Фургал – ни как личность, ни, тем более, в практическом смысле, виды основанного генерал-губернатором Муравьёвым-Амурским города мне знакомы исключительно по купюре весомого номинала, и едва ли это изменится в обозримом будущем. Но события, которые происходят на Дальнем Востоке скоро уже три недели кряду, имеют огромную значимость для всей нашей страны.

Протесты длятся семнадцатый день. Люди регулярно выходят на улицы, выражают, причём, стоит отдать хабаровчанам должное ещё и здесь, очень культурно, без каких-либо проявлений вандализма, или неконструктивной агрессии, свою позицию – и никто, никакая падла, оказалась неспособна им в этом помешать. А ведь именно в борьбе, в осознании своих единства и силы воспитывается политическое сознание. Пока ещё до подлинно глубокого понимания природы современной политсистемы РФ, устройства социума, классовых противоречий митингующим далеко, их горизонты не особенно широки и в целом повестка концентрируется вокруг предельно конкретных требований, касающихся будущего С.И. Фургала и Хабаровского края. Но всё равно эти люди неизбежно обретают новое достоинство, начинают ощущать себя хозяевами своей земли. Это очень дорогого стоит!

В высшей степени показательна при этом растерянность власти. Она не может выдать ничего внятного. О провале её кадрового ответа уже много говорилось выше. В медийном поле правящая клика не нашла ничего лучше самой топорной тактики замалчивания. Она оказалась не в силах выстроить свой сколь либо убедительный нарратив. В происки Врагов, которые мутят кристально чистую без их вмешательства воду российской глубинки, может поверить разве только житель страны розовых пони со стажем. Попытки запустить темник “это всё бандиты и нанятые бизнес-партнёрами Фургала титушки” обернулись быстрым и полным крахом. Всё. Больше инструментов нет. Доверие к верхам уже давно подорвано. В столице, да и в целом по стране в подобных острых случаях режим полагается на прямые репрессалии силовых структур. Длительное время этот расчёт оправдывался.

В чём же разница? Почему на сей раз получился сбой? Есть два решающих аспекта: первый – массовость, второй – непреклонность, воля и готовность продолжать. Когда в городе с населением в 616 000 человек выходят и действуют солидарно 50 000, причём не единожды, бросая в дальнейшем на произвол судьбы заводил и возвращаясь к рутине, а раз за разом, то что можно сделать с ними? Истина банальная, но от того не менее верная – всех не пересажаешь. Больше того, при мысли о том, что такая толпа может не пожелать оказываться на положении пассивного битого, если спустить на неё псов с цепи, а ответить, поселяет у господ чиновников очень неприятное чувство пониже копчика. И они смиряются с неизбежным. Ещё раз, для всех и навсегда. Массовость и непреклонность! Их сочетание – ключ ко всему.

Хабаровск продолжает бороться – и очень сложно сейчас прогнозировать каков окажется итог. Он уже стал той ещё ложкой дёгтя для властьпридержащих, обнулив всю их информационную стратегию и эффект от голосования по поправкам в Конституцию.  Все записные эксперты примолкли, затихло обычно полнящееся громким кваканьем болото. А ведь это всего один регион! Далёкий от столицы настолько, насколько это только возможно – 7 часов разницы.

Что-то будет, если его примеру последует вся страна…

Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван