Какой на самом деле была Надежда Константиновна

Опубликовано
28 февраля 2024 года

26 февраля исполняется 155 лет со дня рождения Н.К. Крупской, а 27 февраля — 85 лет со дня её кончины. Нынешние СМИ (особенно электронные) любят «поупражняться» в клевете на Надежду Константиновну — мол, это был человек, лишённый чувства прекрасного, «сухарь» и т.п. В связи с этим обратимся к мемуарам близко знавших её и выясним, что за человек была Надежда Константиновна.

Секретарь Крупской В.С. Дридзо признаёт, что её отличали «скромность.., …простота как в личной, так и в общественной жизни». М.Н. Покровский говорит о «бесконечной скромности» Надежды Константиновны. Крупская вообще терпеть не могла, чтобы её выделяли из общей массы. В связи с этим показателен такой пример. На вечере в честь пятидесятилетия В.И. Ленина ей устроили большую овацию. На это Крупская ответила: «Я только маленькая частица огромного организма партии». Она «всеми силами» протестовала «против всяких её чествований в связи с её 60-летием».

Подобная история повторилась и на 70-летний юбилей Крупской. Знавшие Крупскую указывают на её «чисто русское, простое, приветливое лицо». Надежда Константиновна при этом «с тем, с кем она дружила, умела быть горячо любящим другом». Знавшие её люди отмечали: она часто говорила, что к человеку надо относиться уважительно и внимательно. К.Т. Свердлова (вдова Я.М. Свердлова) отмечает, что Крупская всегда «оставалась… простым, внимательным товарищем,… чутким, задушевным человеком».

О.Н. Лепешинский свидетельствует, что в своей работе Крупская «всегда старалась оставаться в тени. Но зато она не жалела своих сил на практические дела». Ветеран партии С.И. Гопкер вспоминала, что в характере и поступках Крупской «строгость, требовательность к себе и другим сочетались… с исключительной чуткостью и… чудесной ласковостью» и что её отличала «необыкновенная чуткость к товарищам».

Г.И. Петровский, в 1919—1938 годах занимавший пост председателя Всеукраинского ЦИК, также отмечал, что Крупская «была необыкновенно скромна, просто и незаметно одевалась, довольствовалась самым скромным и самым простым». Работница Наркомата просвещения А.Г. Кравченко вспоминает о Крупской: «Всегда поражало, с какой искренностью она разговаривала с каждым,… с каким большим вниманием прислушивалась к мнениям самых разнообразных людей». В общении с людьми она «никогда не давала собеседнику повода почувствовать разницу в служебном положении или возрасте. С… молодёжью … она разговаривала как равный с равным».

Крупская проявляла большую заботу о людях. Дочь И. Арманд вспоминает, что после смерти Инессы Надежда Константиновна «заботилась о нас, интересовалась, что мы делаем, как мы себя чувствуем, как живём». Революционерка Р.В. Григорьева вспоминает такой случай. У неё сносилась обувь. Узнав об том, Крупская отдала ей свою пару ботинок, сказав: «Это у меня лишняя пара». Крупская была очень дружна с сестрой Владимира Ильича Марией Ильиничной.

В. Дридзо отмечает, что Крупская «больше всего не любила… людей равнодушных, быстро отказывающихся от своего мнения, если оно расходилось с мнением начальства, а в большинстве случаев просто не имеющих своего мнения… Она ценила людей… инициативных, умеющих отстаивать то дело, которым они занимались». Мемуаристы отмечают, что Крупская «любила тех, кто умел отстаивать свою точку зрения. Самым опасным для наших людей и нашей страны она считала равнодушие, была врагом парадности и фразёрства, комчванства, зазнайства, хвастовства, заносчивости, отрыва от масс».

Большое внимание Крупская уделяла воспитанию нового человека Советской страны. В 1932 году в письме к А.М. Горькому она писала: «Строить социализм — это значит не только гигантские заводы и зерновые фабрики строить, это условие недостаточное для строительства социализма. Растить людей должны и умом, и сердцем»; тогда сольются «я» и «мы». Крупская считала, что надо добиваться, чтобы личная жизнь гармонично сливалась с общественной, что надо смотреть на свои интересы с точки зрения общественного.

Она говорила о необходимости создавать красноармейские школы и библиотеки, заинтересовать красноармейцев чтением политической и художественной литературы. Крупская категорично заявляла: «Наша Красная Армия должна быть самой грамотной и сознательной армией во всём мире».

По мнению Крупской, большую роль в воспитании молодёжи должны играть история большевистской партии, рассказ при этом о героях революции, рассказы об их характерах. Основным качеством советской молодёжи она считала правдивость.

Многие отмечают начитанность и эрудированность Крупской: она читала много литературы по психологии, философии, организации труда, истории развития культуры, в том числе иностранную литературу по этим вопросам (Крупская знала английский, немецкий и французский языки); при этом её особенно интересовали работы по педагогике. Отмечают, что она перечитывала труды К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого и находила в их трудах много ценного как педагог.

Крупская осуждала аскетизм и отказ от семьи. Большую и всестороннюю заботу Крупская проявляла о детях. Е.Д. Стасова отмечает, что Надежда Константиновна «безгранично любила детей, много времени уделяла детям, школе, яслям и т.д.». Однажды Крупская даже сказала: «Я всегда сожалела, что у меня не было ребят. Теперь их у меня много — комсомольцы и пионеры».

Мемуаристы отмечают, что Крупская «горячо и искренне любила… детвору,… материнским теплом отличаются её беседы и общение с ними». В переписке она всегда интересовалась, есть в том или ином регионе школа (в том числе для взрослых), библиотека, детский сад, ясли, какую общественную работу ведут пионеры; при этом часто вместе с письмом отправляла книги для библиотеки. Крупскую очень радовало открытие школ, она высоко ценила труд учителя.

Крупская большое внимание уделяла трудовому воспитанию: «Производительный труд не только готовит из ребёнка в будущем полезного члена общества, он делает его полезным членом общества.., … сознанием этого факта ребёнком имеет громадное воспитывающее значение». Она считала, что общественно-полезный труд должен быть в центре воспитания. Надежда Константиновна говорила, что учебник должен связывать учёбу с помощью производству, быту и всему строительству социализма. В связи с этим Крупская очень страшилась изготовления детьми бесполезных вещей, указывая, что детский труд должен носить общественно-полезный труд. Она указывала: «Труд в воспитании человека — это самое главное. Без труда нет жизни, нет человека».

Крупская большое внимание уделяла пионерам и школьникам. При этом её очень радовало, что в их лице в нашей стране растёт достойная смена. Надежда Константиновна говорила, что надо давать детям не готовые знания, а будить в них инициативу, самодеятельность, чтобы они были не только исполнителями, но и ясно сознавали, ясно видели, что надо делать и как надо делать. Крупская очень дорожила детскими подарками и любила общение с детьми всех возрастов. Она считала недопустимым не принимать в школы и детские сады, хоровые, драматические и другие кружки, избы-читальни, клубы, библиотеки детей кулаков и добавляла: мы должны их перевоспитать.

Крупская активно участвовала в организации Домов и Дворцов пионеров. Она говорила: «Мы должны заботиться обо всех ребятах, всем ребятам давать всё лучшее, что мы можем». При этом она выступала против приёма в Дома пионеров только отличников и одарённых детей. Крупская предупреждала занимавшихся с одарёнными детьми, чтобы те не внушали, что они «особенные», не ставили их в привилегированное положение, так как это портит детей. Она отмечала: надо, чтобы талантливые дети получили всестороннее развитие, что поможет им выбрать профессию по силам и вкусу. Она считала, что Дома пионеров должны участвовать в организации походов, экскурсий, пионерских праздников. Крупская поддержала и идею создания в Советской России комсомола.

Как известно, Крупская долгие годы жила за границей. В связи с этим примечателен такой факт — любуясь побережьем Волги, она заметила: «Смотрю на эти дали. Насколько они лучше всех швейцарий».

Большое внимание уделяла Крупская искусству. Сестра И. Арманд вспоминала, что Надежда Константиновна часто читала им «стихи, выученные ею ещё в детстве… Она любила и знала русскую классику и особенно подчёркивала огромную роль Некрасова в формировании убеждений её поколения». Крупская особенно любила язык Л. Толстого; она видела в нём гениального писателя, отразившего в своих произведениях целую эпоху русской жизни, замечательного психолога, умевшего понять тончайшие переживания крестьянина и барина, крупного и своеобразного педагога, общественного деятеля. Она любила стихи Некрасова, Лермонтова, Пушкина. Крупская отмечала: «Русская классическая литература и передовая западная звали народ к борьбе… Там найдётся много прямых и ясных ответов».

Крупская ещё в 1918 году считала необходимым познакомить трудящихся России с шедеврами музыкальной культуры: «Рабочий должен знать музыку, настоящую, хорошую музыку». Крупская очень любила музыку Бетховена. Любила она и народные частушки. В 1918 году она беседовала с основателем и руководителем хора русской народной песни М.Е. Пятницким. При этом Пятницкий просил помочь в создании Дома русской народной песни и получил поддержку.

Надежда Константиновна призывала посещать музеи, особенно выделяя при этом Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств, считая, что «там собраны лучшие картины русских художников». При этом она выделила «Отказ от исповеди», «Крестный ход в Курской губернии…», «Чаепитие в Мытищах».

Немалое значение придавала Крупская кино и театру: «Театр и кино делают большое дело, создавая художественный образ Ленина. Это необходимо для последующих поколений». Беседуя с художником П. Васильевым, рисовавшим Ленина, Крупская заметила: «Чтобы правдиво изобразить Ленина, надо внимательно, вдумчиво читать и его труды, речи. Так можно почувствовать, каким по натуре был Ленин». Крупской понравилось исполнение М. Штраухом роли Ленина в фильме «Человек с ружьём», особенно переданные актёром при этом голос и интонация Ленина.

Либеральные и официозные СМИ любят повторять, что отношения Надежды Константиновны с Владимиром Ильичом — лишь взаимовыгодный деловой союз революционеров. Крупская однажды, вспоминая первые дни семейной жизни с Лениным, как бы ответила любителям «клюквы» и «клубнички»: «Мы… молодожёны были… То, что я не пишу об этом…, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти». Однажды Надежду Константиновну попросили рассказать о её личных взаимоотношениях с Владимиром Ильичом. Впечатление у одного из присутствовавших при этом было такое: «Чувствуется, что об этом ей хочется говорить и говорить».

Автор: Валерий РЫБАЛКИН, кандидат исторических наук, доцент МГАФК.
Источник: газета «ПРАВДА»
Изображение: из открытых источников сети Интернет.