Виктор Василенко: «Может ли капитализм приобрести человеческое лицо?»

Опубликовано
9 июля 2020 года

Ещё в 70-е годы американский литератор Ларри Коэн, говоря о жизни западного мира, заметил: «Солнце, нарисованное на рекламном щите, можно спутать с настоящим солнцем»…

bidstrupЭто солнце на рекламном щите настолько ослепило многих советских людей, что в конце 1980-х годов они безропотно позволили завести страну на капиталистический путь развития. Казалось бы, результаты движения нашей страны по нему должны были заставить прозреть. Тем не менее, и поныне многие наши соотечественники всё ещё не избавились от этой аберрации зрения.

Немалое число аналитиков трудятся над тем, чтобы цифрами и фактами доказать, что наш «бандитский» капитализм гораздо хуже, бесчеловечнее, нежели «цивилизованный», утвердившийся в развитых странах.

Спору нет, команда «радикал-реформаторов» 90-х годов, направила движение России по самому худшему из возможных направлений капитализма: с созданием олигархическо-чиновничьих кланов, с уходом государства от обязанности регулировать развитие экономики, с чудовищным социальным расколом общества, а команда Путина неуклонно выдерживает этот курс, отметая все попытки левой оппозиции хоть как-то скорректировать его. И для того, чтобы вскрыть «людоедские» особенности современного российского капитализма такое сопоставление, безусловно, дело нужное; как необходима и борьба за реальное, а не декоративное улучшение жизни основной части населения России.

Беда в другом – в том, что достаточно многие не просто используют сопоставление с «цивилизованным» капитализмом для критики российского, но пытаются выдать его за идеал, представить «капитализмом с человеческим лицом», достижение которого должно, по их мнению, быть главной целью левой оппозиции, включая коммунистическую.

Сколько раз доводилось слышать от людей, находящихся в оппозиции нынешнему режиму, и читать в оппозиционных СМИ, что нам надо идти по тому пути, «который проделали работники США, Англии, Швеции и других демократических стран, добившиеся такого уровня жизни, при котором революции становятся не нужными», что «в России должна быть построена социально-рыночная экономика… Такая экономика построена в Германии, Норвегии, Швеции», что социализация капитализма по примеру ведущих капиталистических государств должна «приблизить социалистическое будущее», что «диалектика истории именно такова, что социальные идеи Октябрьской революции западные страны воплотили у себя в жизнь – без революционных потрясений. С помощью демократии» и т. п.

Но давайте разберёмся, действительно ли «бандитский» российский капитализм по своей сути принципиально отличается от «цивилизованного», может ли капитализм, в принципе, иметь человеческое лицо?

Начнём с такой черты российского капитализма, которая особенно возмущает большинство жителей нашей страны, – запредельная социальная несправедливость. То, что богатства страны идут на обогащение узкого круга людей, оставляя значительную часть народа в беспросветной нужде; что создана система, бесперебойно выкачивающая средства из народа и перераспределяющая их среди «сильных мира сего»; что власть готова всеми средствами сохранять созданный ею такой порядок.

В странах «цивилизованного» капитализма большая часть населения действительно живёт куда более обеспечено. Но, во-первых, это относительное благополучие достигнуто благодаря отнюдь не «демократии», а многим десятилетиям тяжёлой, нередко кровавой борьбы трудящихся этих стран. Напомню, что даже в тихой и очень демократичной Швеции в 1931 году власти, призвав войска, устроили жестокую расправу над протестующими рабочими в городе Одален. И сегодня пролетарии ведущих капиталистических государств, в отличие от своих российских «братьев по классу», сразу активно выступают против попыток власти отнять у них завоёванные социальные права – вспомните не столь уж давние, а порой и совсем недавние масштабные выступления тружеников Бельгии, Германии, Италии, Греции, Франции.

Но главное даже не это, главное другое: чудовищное социальное неравенство не устранено из «цивилизованной» модели капитализма, а просто перенесено на отношения между странами. У поклонников социально-ориентированного капитализма принято умиляться тому, что разница в уровне обеспеченности между 10% наиболее богатых и 10% наиболее бедных граждан в таких государствах составляет 4-6 раз. Но при этом, если в 70-е годы XIX века эта разница между бедными и богатыми в глобальном масштабе составляла 11 раз, то к началу XXI века достигла 74-х!

Несколько лет назад в СМИ прошли две информации, позволяющие лучше себе представить сущность такого раскола мира . Одна сообщала, что по данным Красного Креста, в бедных странах от инфекционных болезней гибли порядка 13 миллионов людей в год, большинство из которых можно было бы спасти, затратив на каждого из них 5 долларов. Другая — что англичане ежегодно тратят на бессмысленные рождественские подарки животным (типа ошейника с бриллиантами) более 50 миллионов фунтов.

Эксперты ООН констатировали, что богатые страны, население которых составляет менее 20% человечества, потребляют большую часть   выработанных на планете продовольствия, электроэнергии, всех металлов, древесины.

Ещё в 70-е годы разработанная в США «Большая стратегия на 1980-е» подтвердила, что уже возникла ситуация, когда стремление ведущих капиталистических государств сохранить свой уровень жизни вступает в противоречие со стремлением других выжить. Но для разрешения этого противоречия она рекомендовала отнюдь не гуманизацию мирового порядка в интересах всех жителей планеты, а, напротив, использование силы для консервации запредельно несправедливого мирового порядка, в котором демократией и не пахнет. Достаточно посмотреть, что творится на планете после уничтожения СССР, дабы убедиться, что реализация этой стратегии идёт полным ходом.

И после Ирака, Югославии, Афганистана, Ливии, кто-нибудь может назвать «цивилизованный» капитализм не бандитским?

Граждан России возмущает запредельная аморальность российского капитализма. Но разве это характерная примета только «бандитского» капитализма? Разве «цивилизованный» капитализм иной?

Скажем, мы возмущаемся тем, что в погоне за прибылью российские дельцы от «массовой культуры» не останавливаются перед растлением молодёжи, обращаясь к самому низменному во внутреннем мире человека. Но ведь такая агрессивно бездуховная «массовая культура» возникла не в России – она позаимствована именно у государств «цивилизованного» капитализма. Репертуар кинотеатров, содержимое книжных прилавков не оставляет в этом сомнений.

Тема производства в России некачественного, а то и заведомо вредного для здоровья продовольствия стала уже притчей во языцех. Но вот сообщения западных СМИ: за последнее десятилетие Германия дважды пережила «диоксиновые скандалы»: в мясе обнаруживалось это опаснейшее для человека вещество. И почему: производители для снижения себестоимости мяса использовали при изготовления кормов техническое масло. А скандалы вокруг того, что в изделиях как бы из говядины, произведенными известными фирмами, была обнаружена конина прошли чередой по Германии, Испании, Ирландии, Швеции, Норвегии, Швейцарии. А как же иначе? Ведь ставшее бестселлером на Западе и изданное в России наставление деловым людям Наполеона Хилла «Думай и богатей» учит:

— «У нас есть свобода… накапливать сверхбогатства без назойливых приставаний идеологов разных мастей».

— Большое богатство «никогда не приходит к человеку как результат тяжёлого труда».

— Богатство приобретается «всеми доступными средствами – честными, если возможно, и иными, если необходимо или представляется случай».

Ещё одна проблема российского капитализма, из самых больных, — коррупция. И, опять же, нам часто рассказывают о том, как решительно борются с коррупцией в ведущих капиталистических странах.

Действительно, борются — причём решительно, нередко «не взирая на лица». К примеру, в Италии 24 года получил Дужлио Андреотти – за преступление, которое совершил в ранге премьер-министра; в США немалый срок получили личные друзья президента Клинтона – несмотря на то, что его супруга принимала энергичные меры, дабы сорвать расследование. Только, в целом, эффективность этой борьбы примерно такая же, как и в России. С коррупционерами здесь борются, но коррупция процветает.

Пару лет назад СМИ поведали о докладе по коррупции в странах ЕС комиссара по внутренним делам Евросоюза С. Мальстрем. В нём, в частности, приведены данные, что, по оценкам специалистов, коррупция стоит налогоплательщикам ЕС суммы, равной годовому бюджету ЕС.

Всё это подтверждает вывод, отнюдь не претендующий на оригинальность: нравственным капитализм не может быть в принципе. Ведь в системе, во главу которой поставлено извлечение прибыли, выражение «Делай деньги!», по словам известного апологета капитализма философа Айн Рэнд, становится воплощением морали.

Фетишем для многих оппозиционно настроенных людей стало пресловутое «правовое государство», которое создано в странах «цивилизованного» капитализма. Сколько раз доводилось встречать  призывы решительно бороться за его создание – это, мол, эффективный способ преодоления правового беспредела, ныне господствующего в нашем обществе.

Но ведь «правовое государство» – это вовсе не царство справедливости. Это общество, где всё регламентируется правовыми нормами, где другие нормы – например, нравственные – силы не имеют. Скажем, если в советское время, человек считал, что его интересы ущемляют, он шёл в партийный комитет с требованием, чтобы его конфликт решили «по совести». Теперь же попытки воззвать к совести чиновников ничего не дают, человеку отвечают: обращайтесь в суд. Это и есть правовое государство.

А вот обуздать аппетиты дельцов правовое государство не может. Нравственный принцип, согласно которому наживаться за счёт других – это зло, тут не действует, а юридические законы изворотливый человек может и обойти. Советский разведчик Конон Молодый, который выступал на Западе в роли бизнесмена и  преуспел в этом, став миллионером, говорил: «Мне претил бизнес. Никак не мог привыкнуть к мысли, что подлость во имя денег – это норма; что если ты нарушил закон – ты дурак, а если ты закон обошёл – умный и порядочный человек».

И уж никак не может право защитить человека от произвола власти. Именно действительность развитых капиталистических стран убедительнейше доказывает справедливость утверждения Маркса и Энгельса, что в любом буржуазном обществе «право есть возведённая в закон воля вашего класса (т.е. класса буржуазии – В.В.)».

Не буду даже ссылаться на «тоталитарную» гитлеровскую Германию, где репрессии против людей «неправильного» образа мыслей или происхождения осуществлялись (речь не об оккупированных территориях, понятно) на правовой основе. Но и в «демократических» Соединённых Штатах, когда буржуазии привиделась «красная угроза» была создана правовая база для того, чтобы можно было на законных основаниях отправлять в «чёрные списки», а то и в тюрьму не только коммунистов, но и тех, кто отказывался «стучать» на них (рекомендую посмотреть фильм Ритта «Подставное лицо»). Уже в «демократической» ФРГ, строго по закону, принятому к такому случаю, для людей, политические взгляды которых считались опасными для буржуазного общества (в их число попали не только коммунисты но и левые социал-демократы),  вводились запреты на профессии. А сегодня в одних странах ЕС можно попасть в тюрьму за преуменьшение масштабов осуществляемого гитлеровцами «холокоста», а в других странах того же ЕС – за попытку защищать правду о роли коммунистов в антигитлеровском сопротивлении. И всё на правовой основе.

В России горько сетуют, что возрождение капитализма привело очень многих молодых людей к утрате духовной основы существования и нравственных критериев, что немалая часть нового поколения отличается поразительным, по советским меркам, невежеством.  

Но опять же, эта тенденция проявляется и в самых развитых и материально преуспевающих  капиталистических государствах. Причём, там её отмечают уже много десятилетий, и дали ей название «качественное ухудшение человека». Почему это происходит – тема для отдельного разговора, сейчас же только приведу данные социологов, которые подтверждают сказанное.

В ведущих капиталистических государствах был проведен опрос: считаете ли вы оправданным мошенничество ради достижения каких-либо преимуществ? Во всех странах «да» ответили более половины респондентов. И, что любопытно, тройку лидеров составили именно те страны, которые воспринимаются в России как олицетворение «цивилизованного» капитализма: в Дании – 85%, в Швеции – 78%, в Голландии – 77%. Недалеко от них ушли Германия и Япония.

Ухудшение «качества человека» воплощается и в самом чудовищном распространении насилия в его крайних формах. Эта тенденция характерна отнюдь не только для капиталистической России. Напротив, мы ещё только приближаемся в этом отношении к «цивилизованному» миру, в котором акты насилия, не имеющие криминального или политического подтекста, уже давно стали обыденностью. В людей стреляют, их режут, давят машинами на улицах и площадях, в магазинах и ресторанах, в школах и колледжах США и Финляндии, Голландии и Швеции, Швейцарии и Германии, Норвегии и Канады… А во Франции, в пригороде Парижа, даже на заседании муниципалитета.

Всё, сказанное выше, полностью подтверждает оценку, которую в своё время дал капиталистическому обществу автор легендарного «Крёстного отца» Марио Пьюзо. В публицистической статье он написал: ««Вымощены ли дороги к счастливой жизни ложью, предательством, обманом и воровством? В нашем обществе ответом должно быть «да». Наше общество, укутанное в одежды закона, камуфлированное религией,.. само по себе архипреступник по отношению к человечеству». А в современной России уродства капитализма ещё не закамуфлировали. Вот и вся, в сущности, разница.