Второй шаг к монархии

Опубликовано
14 октября 2020 года

Госдума голосами «Единой России» приняла законы об усилении президентской власти. КПРФ отказалась поддержать

политика-песочница-политоты-путин-корона-5823276В первый пакет вошла новая редакция закона о правительстве, а также поправки к законам о Конституционном суде и о прокуратуре. «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия» поддержали все три инициативы, а КПРФ — только последнюю.

Согласно законопроекту о правительстве, президент осуществляет общее руководство правительством и обеспечивает взаимодействие правительства и других органов, которые входят в систему публичной власти. Председатель правительства несет персональную ответственность перед президентом. Президент осуществляет руководство силовыми министерствами. Он теперь может освободить премьера от должности, не распуская правительство. Члены правительства назначаются президентом после утверждения Госдумой.

Кандидатура премьера выдвигается президентом, министров – премьером. Госдума должна их утвердить или отклонить. В случае трехкратного отклонения кандидатур Госдумой они назначаются без утверждения парламентом. Министры силового блока назначаются после консультаций с Советом Федерации.

По словам представлявшего законопроекты председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, новый порядок «не позволит остановить работу исполнительной власти в случае политического кризиса».

Коммунисты отказались поддержать законопроект. Еще до начала обсуждения член фракции КПРФ Вера Ганзя заявила журналистам: «Сейчас мы делаем второй шаг к монархии. А вот будет ли эта монархия конституционной, еще бабушка надвое сказала». По ее мнению, статус правительства понижается, поскольку по действующему закону оно является высшим исполнительным органом власти, а теперь будет работать под руководством президента. В итоге за новую редакцию закона о правительстве проголосовали 349 депутатов (при необходимом минимуме в 300 голосов), еще один голосовал против.

Не поддержала КПРФ и законопроект о внесении изменений в закон о Конституционном суде (КС). В соответствии с поправками КС получает право по запросу президента проверять соответствие Основному закону законопроектов и принятых законов до их подписания главой государства. КС также выносит заключение о возможности исполнения решений межгосударственных органов, «принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции», и решений иностранного или международного суда, противоречащих «основам публичного правопорядка РФ». При этом число судей КС сокращается с 19 до 11, а президент получит право вносить в Совфед представления о прекращении их полномочий «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи».

Валерий Рашкин (КПРФ), выступая перед голосованием от имени фракции, заявил, что законопроект увеличивает возможность давления президента на судей хотя бы потому, что он может их уволить, что противоречит принципу разделения властей. Остальные фракции поддержали изменения, и за документ проголосовали 348 депутатов при трех против.

Третий законопроект вносит ряд изменений в закон о прокуратуре. В частности, генпрокурор и его заместители будут назначаться президентом после консультаций с Совфедом, а освобождать их от должности глава государства сможет сам. Ранее они назначались и освобождались сенаторами по представлению президента.

Этот проект коммунисты поддержали, высказав замечания, которые, как они надеются, учтут ко второму чтению.

Так, зампред фракции Валентин Шурчанов предложил передать прокуратуре контроль над Центробанком, а также заявил, что отстранение генпрокурора указом президента «не будет способствовать законности»

У главы государства нет времени вникать в детали, и этот вопрос будет отдан на откуп его администрации, пояснил он. В итоге поправки были приняты 358 голосами.

Как пояснил член фракции КПРФ, бывший прокурор Юрий Синельщиков, коммунисты поддержали этот закон из-за важного изменения: «Назначение прокуроров субъектов происходит теперь без согласования с губернаторами и парламентами субъектов. То есть прокуроры освобождаются от зависимости от губернаторов. Я этого требовал на протяжении девяти лет».

Валерий Рашкин выразил возмущение тем, что Дума «все больше препятствует нормальной оппозиционной работе».