Значительная часть долгостроя — социальные объекты

Опубликовано
17 декабря 2018 года

Счетная палата признала неудовлетворительной деятельность АО «Корпорация развития Северного Кавказа»: из более 100 инвестиционных заявок реализовано только 2.

TASS_24994773

Счетная палата проверила эффективность предоставления бюджетных средств Корпорации развития Северного Кавказа (КРСК) в 2016-2018 годах и признала неудовлетворительной деятельность организации, сообщила пресс-служба ведомства со ссылкой на аудитора Андрея Перчяна.

«Ни одна из ключевых целей создания корпорации, обозначенных в стратегии от 2011 г., не достигнута. Проектная деятельность на дату завершения проверки, практически, отсутствовала, балансовые показатели деятельности корпорации характеризуются накопленными убытками в объеме до 3 млрд рублей к концу 2018 года. Имеются замечания к финансово-хозяйственной деятельности корпорации и выстроенной системе КПЭ в условиях отсутствия результативности работы», — заявил Перчян в ходе выступления на коллегии Счетной палаты.

Результаты проверки свидетельствуют об отсутствии в КРСК налаженного механизма отбора инвестиционных проектов. Из-за этого предоставленные бюджетные ассигнования долгое время остаются невостребованными. По состоянию на 5 октября текущего года только две из более 100 инвестиционных заявок дошли до стадии реализации и финансирования. В общей сложности, было проинвестировано 650 млн руб., или 7% от выделенных бюджетных средств.

В Счетной палате уточнили, что в декабре 2016 года корпорация получила 1,62 млрд руб. из федерального бюджета на разработку проектной документации медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод, хотя Минкавказ сообщил о необходимости получить только 852,2 млн руб., а по результатам конкурса стоимость работ была определена в сумме 798,5 млн руб.

«Это означает, что целевые средства из бюджета были предоставлены с двукратным превышением необходимого объема. При этом целевой характер указанных средств не позволяет направить оставшиеся 821,5 млн на финансирование других проектов. В результате, в настоящее время указанная сумма, фактически, заморожена на счете корпорации в УФК (Управлении Федерального казначейства) по Ставропольскому краю в течение почти двух лет», — пояснил Перчян.

Проверка Счетной палаты также выявила нереализованные 450 млн руб., выделенные корпорации в 2016 году на проект по созданию высокотехнологичного производства 3D конусно-лучевого томографа на базе ООО «Севкаврентген-Д». Проект на момент проверки был исключен из планов организации, а средства, имеющие целевое назначение, не могут быть потрачены на другие проекты.

Также аудитор прокомментировал строительство Международного выставочного центра (МВЦ) возле аэропорта Кавминвод, начатое в 2012 году и остановленное в конце 2014 года из-за проблем финансирования и разногласий между различными сторонами проекта. Проект до сих пор не завершен и не принят в эксплуатацию, а фактические расходы составили 4,6 млрд руб. По данным Счетной палаты, для завершения строительства из средств федерального бюджета, поступивших в корпорацию в текущем году, выделят еще порядка 700 млн руб. При этом бизнес-план и финансовая модель МВЦ на данный момент отсутствуют, а перспективы использования центра неизвестны.

Глава Чечни Рамзан Кадыров 13 декабря в эфире «России 24» заявил, что если бы Чечне давали больше денег, то удалось бы «сделать больше».

«Люди думают, что Россия дает Кадырову большие деньги, поэтому Чеченская Республика цветет и расцветает. Если бы по [федеральной целевой] программе нам необходимые средства выделили — мы сделали бы больше. И еще больше, если бы нам не мешали», — сказал чеченский глава.

Он заявил, что финансирование Чечни по федеральной целевой программе сокращено вдвое — со 130 млрд рублей до 75 млрд.

«Нам тогда дали 75 миллиардов рублей, говорят, восстановили каркасы — запускайте заводы. А как мы запустим заводы, если нет оборудования, сырья?», — сказал Кадыров.

Он подчеркнул, что республика – «единственный послевоенный регион», где последствия потрясений не изжиты до сих пор: ряд социальных объектов до сих пор не восстановлен.

Чеченский политик также вспомнил о недоверии, которое существовало по отношению лично к нему. Но несколько исправила положение поддержка президента Владимира Путина, которая «очень сильно помогала».

В сентябре 2018 года Счетная палата обратила внимание на проблему долгостроя на Кавказе. Ведомство провело проверку объектов незавершенного строительства и отметило, что «меры, принимаемые регионами Северо-Кавказского федерального округа по сокращению объемов незавершенного строительства, недостаточны».

По словам Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, проверки выявили не только отдельные проблемы, но и системные недоработки. «Замораживание объекта — это чрезвычайный случай, у нас же это происходит из-за недостаточного планирования. Счетная палата не оставит эту тему без внимания в ближайшие годы», — заявил он.

По оценке Счетной палаты, на 1 января 2018 года на Северном Кавказе насчитывалось четыре тысячи незавершенных объектов. Из них 1,2 тысячи не могут достроить уже более восьми лет. Более тысячи строек остановлены без необходимой консервации. Больше всего долгостроя в Чечне (464 объекта) и Дагестане (387 объектов).

На начало года в строительство этих объектов уже было вложено 160,7 миллиарда рублей (из них 88,3 миллиарда рублей выделено из федерального бюджета). Значительную часть долгостроя составляют объекты социальной инфраструктуры — в частности, школы.

Четверть всех этих долгостроев (1018 объектов на 32,5 млрд рублей) просто брошены. Не законсервированные стройплощадки никто не охраняет, не следит за состоянием уже возведенных конструкций — объекты разрушаются, стройматериалы воруют. Не лучше дела и на законсервированных объектах: затягивание строек привело к их удорожанию, в среднем, на 25%, а некоторых — в разы, отмечают аудиторы СП. Например, стоимость роддома, строящегося с 2008 года в селе Карабудахкент в Дагестане, за это время выросла в два раза: с 204,5 млн рублей до 400 млн. Кроме того, регионы заплатили больше 4,3 млрд рублей за разработку никому не нужной проектно-сметной документации.